From my grandfather, I inherited my surname, my first name and weak lungs. My grandfather has always been quiet and shy to embrace his loved ones, he did it timidly and uncertainly. I am proud of him, although for a long time I did not realize this. Several times, my father told us granddad’s story, but I could not immediately put it in my head. Only by the age of 30, I was able to realize the scale of the tragedy that happened to him and other Volga Germans.

Volga Germans — a Germanic people that settled in Russia in the 1760s at the invitation of Catherine II. Empress believed that their tendency for order and diligence would help to raise the level of agriculture in the country. The Germans lived in closed communities, preserving their customs and language, the villages were given German names. They settled in the Volga region and by the mid-19th century the village Mühlberg (now village Scherbatovka) could be called prosperous and economically developed. This state of affairs lasted until the outbreak of World War II.

In 1941, Stalin issued a decree that the Volga Germans were recognized as «dangerous by the ethnicity» and were subject to immediate deportation to Siberia. Grandfather, his parents, his younger brother and sister were sent to a village in Omsk region. Later both parents got imprisoned where they died of starvation, and all three children were sent to orphanages. The younger brother was a baby and was sent to a different orphanage for babies. Soon, grandad’s younger sister died in the orphanage. So, at the age of 8, my grandfather was left alone in a big country surrounded by people who were not at all happy with him.

He was cruelly punished for German speech; he did not know the Russian language. Of course, he had no choice but to learn Russian and forget German forever as the source of the greatest pain. At 18, my grandfather went to serve in the Soviet army keeping his last name Bauer contrary to all recommendations. We do not know what it was like for him in the army of post-war Russia with a German surname — he never talked about it. Just like he never talked about his life in the orphanage. His patronymic name in all the documents was however changed from Friedrichovich to Fedorovich.

After the army, he got a job in a state farm and met his future wife, my grandmother. Ukrainian by birth, she was a daughter of a chairman of the collective farm who recently returned from the war with severe wounds. Is it worth explaining that the family was strongly opposed when a feeble young man with a German surname appeared on the threshold of their house and asked them to marry their beloved daughter. But she came out and cut the bread. In Ukrainian customs, this meant that the girl accepts the proposal despite the opinion of her parents. The wedding took place.

All the subsequent time, my grandfather wrote to various archives in the hope of restoring at least some information and documents because he did not even know where and when his parents died or his date of birth. Also, he was looking for his brother, whom he managed to find many years later.

  • In 1942, Volga Germans were repressed with the note «dangerous by ethnicity.»
  • My grandfather received official rehabilitation of the victims of repression for himself and his parents only in 1997−1998.
  • He received compensation for the property taken away from the family (home, livestock, land) in 1997.
  • The amount of compensation amounted to 8349 RUB.
  • All grandfather’s adult life he worked diligently for the good of the country, he was given awards «Shock Worker of Communist Labor», «Veteran of Labor».
  • I have never heard my grandad speak negatively about the government
  • My sister and I haven’t changed our surname and hope to pass it on to our children. Grandfather is surprised that now people pay compliments for the German surname, not shame. Secretly, we are proud of the fact that we carry it on.

My name is the same as my grandfather’s — Sasha Bauer. In this work, I want to explore our relationship with him through genes and name. In many cultures, it is believed that with the name of the ancestor, a person inherits his fate. In psychology, there is a method of B. Hellinger’s constellations. In this method, a person is considered as part of the ancestry system, where he inherits and then can solve the problems of his ancestors.

I was not lucky at school with classmates, I was somewhat different from the rest, and they were hostile to me. Since I was 7 years old, I thought that I needed to solve all the problems myself, I didn’t ask my parents for help, it just didn’t occur to me. Now, I sometimes wonder why I then decided that there was absolutely no one to help me. Why even though I grew up in a good, complete family do I somehow know how orphans feel? In all groups and communities I felt like a black sheep: people treated me either with sympathy, or with caution for no reason. I don’t know for sure how it is all connected but what if I adopted it from my grandfather? And what if, realizing this trauma, reflecting on its history I can change something?

With this work, I also want to draw attention to the fact that due to fear and lack of education for most of the Soviet population then, Volga Germans became a target. They took on the role of scapegoats where people that were traumatized by the recent war let out their anger and resentment on them although Volga Germans had nothing in common with the «fascists» except language.

Меня зовут так же, как и деда — Саша Бауэр. От дедушки мне достались фамилия, имя и слабые легкие. Я горжусь им, хотя долгое время этого не осознавала. Мой дед всегда был молчаливым и стеснялся обнимать своих близких, делал это робко и неуверенно. Несколько раз отец рассказывал его историю, но уложить ее в голове мне удалось не сразу. Только к 30-ти годам я смогла осознать масштаб трагедии, случившейся с ним и  другими поволжскими немцами. 

Поволжские немцы — это германские народы, которые поселились в России  в 1760-х годах по приглашению Екатерины II. Императрица считала, что их склонность к порядку и трудолюбие помогут поднять уровень сельского хозяйства в стране. Немцы жили замкнутыми общинами, сохраняя свои обычаи и язык, селам дали немецкие названия. Их поселили на территории поволжья и к середине 19 века село Мюльберг (ныне с. Щербатовка) можно было назвать процветающим и экономически развитым. Это продолжалось до начала Великой Отечественной войны.

В 1941 году Сталин издал указ о том, что поволжские немцы признаны «опасными по национальному признаку» и подлежат срочной депортации в Сибирь. Дед, его родители младшие брат и сестра оказались в деревне Омской области. Потом родителей, как многих других поволжских немцев, выслали в трудовые лагеря, где их принуждали к труду в условиях лишения прав и свобод. Домой они  не вернулись, поскольку там и погибли. Детей определили в детский дом, младший оказался в доме малютки. Вскоре в детском доме умерла сестра деда. Так в возрасте 8 лет он остался один на один с большой страной и теми, кто ему совсем не рад.

За немецкую речь жестоко наказывали, русского языка он не знал. Разумеется, у него не было иного выбора, кроме как выучить русский и навсегда забыть немецкий, как источник самой большой боли. В 18 лет дед пошел служить в советскую армию, оставив, вопреки всем рекомендациям, свою фамилию Бауэр. Нам не известно, каково ему было в армии послевоенной России с немецкой фамилией — он никогда об этом не рассказывал. Впрочем, как и о жизни в детском доме. Отчество деду в документах все же заменили с Фридрихович на Федорович. 

Потом он устроился на работу в сельхоз и встретил свою будущую жену, мою бабушку. Украинка по происхождению, дочь председателя колхоза, который недавно вернулся с фронта с тяжелыми ранениями. Стоит ли объяснять, что семья была резко против, когда на пороге их дома появился щуплый молодой человек с немецкой фамилией и просьбой выдать за него их любимую дочь. Но она вышла и порезала хлеб. В украинском обычае это означало, что девушка принимает предложение, не смотря на мнение родителей. Свадьбу сыграли.

Все дальнейшее время дед писал в архивы в надежде восстановить хоть какие-то сведения и документы, ведь он даже не знал, где и когда погибли родители, и даты своего рождения. А еще он искал брата, которого много лет спустя все же нашел. 

В этой работе я исследую нашу с ним связь через гены и имя. Во многих культурах считается, что с именем предка человек наследует и его судьбу. В психологии есть метод расстановок Б. Хеллингера. В этом методе  человек рассматривается, как часть системы рода, где он наследует и может решать проблемы своих предков.

Мне не везло в школе с одноклассниками, я чем-то отличалась от остальных, и они были ко мне враждебно настроены. С 7-ми лет я считала, что все проблемы мне нужно решать самой, не просила родителей о помощи, мне это просто не приходило в голову. Сейчас я иногда думаю, почему я тогда решила, что совершенно одна и некому мне помочь? Почему я выросла в нормальной, полной семье, но мне откуда-то знакомо, как чувствуют себя сироты? Во всех коллективах и сообществах  я была словно белой вороной: люди относились ко мне или с симпатией, или настороженно без внешней причины. Я не знаю наверняка, с чем это все связано, но что, если я переняла это от своего деда? И что, если осознав эту травму, отрефлексировав его историю, я смогу что-то изменить?

Этой работой я так же хочу обратить внимание на то, что по причине страха и необразованности большей части населения России поволжские немцы попали под удар. Они взяли на себя роль козлов отпущения, на которых травмированный войной народ спускал злость и негодование, хотя эти люди не имели с «фашистами» ничего общего, кроме языка. 

Важную часть моего проекта составляет глава «ритуал» — где я повествую о своей поездке в село Щербатовка (в прошлом Мюльберг).  Отсюда в 1941 году  вместе с другими поволжскими немцами депортировали семью моего деда. Совершая это путешествие я не преследовала журналистские цели. Мне было важно увидеть своими глазами место, где жили мои предки, совершить условный ритуал.  

Ритуал я физически отразила в инсталляции:  в разрушенном доме я установила и сфотографировала таблички с именами членов семьи деда. Этим актом я символически собрала всю семью в доме, который у них отобрали, для меня это был сильный момент.  

Этой работой я хочу обратить внимание на такой непопулярный факт, как история поволжских немцев и то, как неаккуратно с ними поступили.  История знает много примеров жестокости, и я хочу выразить мысль о том, что небрежное отношение к человеческим судьбам может иметь болезненные последствия для большого количества людей. Жестокость оставляет следы, которые могут продолжать жить в потомках. 

В нашей стране и культуре все еще принято замалчивать многие нелицеприятные исторические факты. Я вижу в этом серьезную проблему, так как по этой причине мы имеем дело с искаженной и травмированной культурной памятью, которая, в свою очередь,  не позволяет исцелиться целым поколениям от подавленной боли и жестокости. Жестокость — это болезнь, замалчивая и забывая, мы не выздоравливаем. Я хочу быть одной из тех, кто наконец-то начнет говорить.


— В 1942 году поволжские немцы были репрессированы с пометкой «опасен по национальному признаку».

  • Официальную реабилитацию жертв репрессии для себя и своих родителей дед получил только в 1997–1998 годах.
  • Компенсацию за отобранное у семьи имущество (дом, скот, земля) дед получил  в 1997 году. 
  • Размер компенсации составил 8349р.
  • Всю сознательную жизнь дед старательно работал на благо страны, был отмечен наградами — «Ударник коммунистического труда», «Ветеран труда».
  • Я ни разу не слышала, чтобы дед негативно отзывался о правительстве.
  • Я и моя сестра не меняем фамилию и надеемся передать ее детям. Дедушка удивлен тому, что сейчас за немецкую фамилию делают комплименты, а не стыдят. 

Примечание:  За содействие и предоставленные костюмы благодарю Наталию Шмидт и ансамбль немецкой песни «ЛОрелея» Русско-Немецкого Центра Встреч при Петрикирхи Санкт-Петербурга

Публикации:

FKmagazine 

F-stop GROUP EXHIBITION — Issue — Open theme 

EYE OF PHOTOGRAPHY 

Republic magazine 

Moskauer Deutsche Zeitung 

Проекты